ФЕФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 КЛ.)
СТАНДАРТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
Изучение
искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
·развитие эмоционально-ценностного
отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
·воспитание
и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и
эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий
мир по законам красоты;
·освоение
знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с
выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
·овладение
практическими умениями и навыками художественно-творческой
деятельности;
·формирование устойчивого
интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям
мировой культуры.
МУЗЫКА
Изучение
музыки направлено на достижение следующих целей:
·становление музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
·развитие музыкальности;
музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к
сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
·освоение музыки
и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом
многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,
классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
·овладение
практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с
ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых
произведений;
·воспитание эмоционально-ценностного
отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству
своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к
самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному
самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОСНОВЫ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Музыка как
вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа
музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и
музыкальная драматургия. Возможности воплощения музыкального образа и его
развития в различных музыкальных формах (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо,
сюиты, сонатно-симфонического цикла). Разнообразие вокальной,
вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и
театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки
различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений,
индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и
современности. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
Исполнение
музыки как искусство интерпретации. Певческие голоса; хоры; оркестры.
Народное
музыкальное творчество. Фольклор как часть общей культуры народа.
Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов
мира.
Специфика
русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (наиболее
распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые
песни, былины, лирические песни, частушки).
Интонационное
своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и
инструментальной народной музыки.
Русская
музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX – ХХ веков. Духовная
музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в
синтезе с храмовым искусством.
Духовная и
светская музыкальная культура второй половины XVII – XVIII веков. Основные жанры
профессиональной музыки: кант; партесный концерт;
хоровой концерт.
Музыкальная
культура XIX века:
формирование русской классической школы Народно-песенные истоки русской
профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.
Особенности
проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм,
картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской
классической школы.
Жанры
светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и
др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.
Духовная
музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия.
Стилевые
особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в
творчестве М.И.Глинки, М.П. Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова,
П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.
Зарубежная
музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX – ХХ веков. Средневековая
духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.
Особенности
музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.-С.Баха (прелюдия,
фуга, месса).
Классицизм и
романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы (И.Гайдн,
В.-А. Моцарт,
Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж.Бизе, Дж.Верди). Образцы духовной музыки: реквием.
Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж.Бизе, Дж.Верди). Образцы духовной музыки: реквием.
Отечественное
и зарубежное музыкальное искусство ХХ века. Стилевое многообразие
музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм,
неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной»
музыки.
Знакомство с
наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической
направленности (И.Ф.Стравин-ский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов,
Р.К.Щедрин, А.И.Хачатурян, А.Г.Шнитке) изарубежных композиторов (К.Де-бюсси, К.Орф, М.Равель,
Б.Бриттен, А.Шенберг).
Джаз (Л.Армстронг, Л.Утесов). Спиричуэл,
блюз (Э.Фицджеральд). Симфоджаз (Дж. Гершвин).
Творчество
отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего
времени (И.О.Дунаевский,
А.В. Александров).
А.В. Александров).
Многообразие
современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления.
Представления
о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские
исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский,
А.В.Свешников и др.
Выдающиеся
зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Э.Горовиц, И.Менухин, Г. фон
Караян и др.Международный музыкальный конкурс исполнителей имени
П.И.Чайковского.
Всемирно
известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский
театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера
(Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США,
Нью-Йорк).
Центры
отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей
музыкальной культуры имени М.И.Глинки. Московская государственная консерватория
имени П.И.Чайковско-го, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени
Н.А.Римского-Корсакова.
Выдающиеся
российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им.
М.Е.Пятницкого, Русский народный академический оркестр им. Н.П.Осипова,
Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии.
МУЗЫКА
В ФОРМИРОВАНИИ
ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Предназначение
музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Своеобразие
раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и
стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А.Моцарта, Д.Верди,
Б.Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в
творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных
трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта») войны и
мира (Д.Д.Шостакович, Г.Малер, Д.Б.Кабалевский); личности и
общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г.Шнитке); внутренних
противоречий в душе человека (М.П.Мусоргский, Р.Шуман, Ж.Бизе) и
др.
Своеобразие
видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
Специфика
музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов
разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств
(звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
ОПЫТ
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие
музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в
музыкальной деятельности.
Слушание
музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка
изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального
музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение
исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами,
историей, жизнью.
Пение. Хоровое,
ансамблевое и сольное пение. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов
вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и
без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений; в
поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной
импровизации.
Музыкально-пластическое
движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения
музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.
Инструментальное
музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в
музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация.
Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных
произведений.
Драматизация
музыкальных произведений. Создание художественного замысла и
воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения.
Музыка
и современные технологии. Использование
информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и
воспроизведения музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности в
музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в
сети Интернет.